20 простых советов логопеда

 

Начнем с Вас.

 1. Даже если Вы от природы молчаливы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно если Ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому старайтесь произносить слова более выразительно.

 4. То же, но по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, фразу, меняя порядок слов. « Папа пришел. Пришел наш папа. » « Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал мяч. » Это позволяет ребенку легче услышать и понимать все фразы. Если Вы хотите, чтобы ребенок усвоил новое слово, старайтесь употреблять его чаще.

5. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 6. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных семьях.

 7. Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать его. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем - то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз четко, выразительно.

 8. В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Не перебивайте его. Даже если он вообще еще не говорит, чаще разговаривайте с ним, приветствуя и одобряя любой ответ, жест, выразительный взгляд, вокализацию. Поддерживайте его стремление общаться!

 9. Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов, согласная буква с гласной буквой. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

10.Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет, выключайте музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя.

11.Учите в игре. Играя, учите подражать, две собачки лают, переклички: ау- ау. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

 12. .Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать, желания своего ребенка, часто предупреждая их, в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что- либо. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

13. Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это активный. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, предметы быта).

14. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях, так Вы сможете день за днем судить о его успехах.

 15. Развивайте фонематический слух. Развивать фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком ( крыса - крыша).

 16. Не пренебрегайте звукоподражаниями. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова: бух- бух, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов.

17. Читайте, читайте, читайте... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимаются тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение, покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение. Уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

 18. Пальцы помогают речи. Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Она очень тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и... осторожны. Если Ваш малыш, неверно произносит какой - либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно он сам сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь.

20. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с произношением взрослых.

По материалам сайта:  http://www.detskiysad.ru/rech.html